Антропологический Клуб KG
Directory A-Z | Помощь Eng   Рус

Антропологический Клуб KG

 

Антропологический Клуб KG основан студентами и преподавателями Американского Университета Центральной Азии в качестве платформы с которой можно было бы смотреть на мир через призму антропологии вместе со всеми, кому такой взгляд интересен.

Клуб встречается каждые вторник или среду в 17.15, обычно в ауд. 109, главный корпус АУЦА

 

Деятельность клуба состоит из встреч организованных в рамках 4-х циклов:


- Академический

- Профессиональный

- Развлекательно-познавательный

- Общественный

 

Планируемые и прошедшие встречи:

 

09.10.2013  - Active Citizenship: Использование социальных сетей во благо общества. Вирусный активизм как инструмент благоприятных изменений.

 

Айбек Баратов, городской активист

 

 

26.09.2013 - Наши бывшие «НАШИ»: исследовательское кино: как и зачем?

 

Гюзель Сабирова, Санкт-Петербургская Высшая Школа Экономики

 

 

20.09.2013 - Гималайские тропы и Центрально-Азиатские дороги:

Отдалённость и соединённость в горных сообществах Азии

 

 

19.09.2013 - Снимаем свое АнтроКИНО

 

 

11.09.2013 - [Колеблющаяся?] Американка  11-го сентября

 

Эрика Фелдман, Мичиганский Университет, США

 

 

05.09.2013 - Ванские кыргызы: В поисках идентичности

 

Чолпон Турдалиева с рассказом о результатах летней полевой школы со студентами факультета антропологии, проведённого при поддержке администрации АУЦА:

 

 

03.04.2013 - Мигранты в городе или города мигрантов: Фронтьеры Центрально-Азиатской миграции в России

Эмиль Насритдинов и Нурзат Султаналиева

 




Данное исследование де-конструирует термин Центрально-Азиатские мигранты в России. Во-первых, регион ЦА …очень разнообразен и опыт мигранта из Ходжента сильно отличается от опыта мигранта из Самарканда или из Токтогула. Во-вторых, Россия – самая большая по территории страна в мире и жизнь мигрантов на Сахалине сильно отличается от жизни мигрантов в Москве. В своей работе мы сравнивали то, как мигранты из различных регионов Центральной Азии осваивают Российские фронтьеры в двух значительно отличающихся друг от друга городах России: Казань и Санкт-Петербург. Исследование проводилось в команде со студентами факультета антропологии АУЦА летом 2012г. Новизной исследования является использование технологий ГИС (Географические Информационные Системы) для графического анализа районов проживания, работы и отдыха, а также маршрутов передвижения мигрантов и городских жителей. Также методика включила анализ когнитивных карт – того как мигранты и местные жители знают и воспринимают город и друг друга.

 

27.03.2013 - Движение Таблиг Жамаат в контексте реисламизации в Кыргызстане: Местные практики и дискурсы

Мукарам Токтогулова (департамент антропологии АУЦА)

 



После развала Советского Союза реисламизация в Кыргызстане началась с возрождения досоветски…х исламских традиций и с появления новых практик пришедших с транснациональными исламскими учениями. Таблиг Жамаат был одним из таких транснациональных движений, пытающихся возродить ислам через практику Давата (призыва). В сравнительно короткое время Дават в Кыргызстане обрёл популярность среди населения, и многие мусульмане Кыргызстана вовлеклись в местные и транснациональные связи Таблиг Жамаата.

В нашем исследовании мы сфокусировались на трёх темах: 1) локализация практик Таблиг Жамаата в Кыргызстане, 2) роль женщин в проповедовании Ислама, 3) разнообразие исламских практик в Кыргызстане и отношения среди различных групп.

Исследование проводилось в Кыргызстане (Ат-Башы, Озгоруш, Кара-Кол, Чолпон-Ата, Хутор, Балыкчы, Балыкчы, Сузак, Ош, Кара-Суу и Бишкек) и на родине Таблиг Жамаата в Индии. Ислледование проводилось Мукарам Токтогуловой совместно с Русланом Рахимовым (Антропология, АУЦА).

 

20.03.2013 - Кыргызы в Китае: История, Философия и Традиции

 

Группа молодых исследователей из CASI побывала прошлом году в Китае, в основных местах проживания кыргызов - Кызылсуу, Тарбагатае (СУАР) и Фую (пр. Хейлунцзян). Члены научной экспедиции Ж.Джусубалиева(АУЦА) и Г.Абдалиева (Ун-т Арабаева) познакомят вас с маршрутом экспедиции, расскажут о результатах исследований и представят небольшой фильм о кыргызах Китая.

 

 

13.03.2013 - "Политизируем 8 Мартa: актуальность феминисткого активизма в Кыргызстане"

 

Галина Соколова, Айканыш Жеенбаева и Темир Кадыров, со-основатели Бишкекской Феминистической Иницитивы СКью.

 

 

 

Феминизмов много, но цель у них одна - искоренение угнетения, насилия и ненависти как культурного/системного/политического - где процесс феминисткого активизма одинаково важен, как и достигнутая цель. Какое наследие, вызовы и возможности существуют для возникновения феминисткого движения в Кыргызстане? Активисты СКью поделятся историей о предпосылках и cоздании инициативы, своими практиками и подходами. Ответят на частозадаваемые вопросы: почему в Бишкеке, а не в регионах; почему феминизм, а не правозащитная деятельность; зачем феминизм Кыргызстану?

 

Нынешняя ситуация в нашем обществе крайне нестабильна; она сложилась и ухудшается как в силу локальных предрассудков и структурального насилия, так и региональных и глобальных тенденций системного угнетения и вызовов патриархата, неолиберализма и культурной гомогенизации. Как эти процессы влияют лично на нас как жителей Бишкеке, и как мы их воспроизводим и усиливаем через каждодневные практики? Зачем политизировать личную позицию? Возможно ли сопротивление этим процессам и как его практиковать через солидарность, эмансипацию и ненасилие? Как на это влияют институт и практики образования и (не)вовлеченность студентов?

 

 

27.02.2013 - Святая география Кыргызстана
Культурный исследовательский центр Айгине

 

 

презентация представляет собой рассказ о возникновении исследовательской идеи по святым местам, организации масштабных полевых работ со студентами региональных вузов и местными жителями, а так же первичный анализ результатов полевых работ, проведенных культурно-исследовательским центром Айгине в пяти областях страны.

Язык презентации – русский

 

20.02.13 - Социальное искусство. «Мастерская критической анимации» и другие проекты ШТАБА.

Георгий Мамедов, художественный руководитель ШТАБА, Джошик Мурзахметов и Самат Мамбетшаев, участники МКА

 

 

Обыденное сознание ждет от искусства красоты и развлечения, но искусства сегодня – это многообразная и сложная дисциплина, имеющая отношение к критической, исследовательской и политической деятельности. Социальное искусство видит своей целью участие в активной работе по преобразованию окружающей действительности, по производству реального социального изменения. Как средства искусства могут быть включены в активистскую и политическую работу? Чем социальное искусство отличается от креативного активизма, вроде флешмобов? На примерах своей собственной работы представители ШТАБА попытаются ответить на эти и другие вопросы, связанные с современным политическим и социально ориентированным искусством.

 

13.02.13 - Райхмут Филипп
"Эксперт" и "экспертное знание" – опыт на пороге между наукой и работой междунардных организаций

 

Международное сотрудничество к большей части опирается на экспертов, как международных, так и местных. Несмотря на то, что эксперты чаще всего рекрутируются из научной среды, экспертное сообщество со своими формами знания и нормами коммуникации, где научно-исследовательский процесс заменяется составлением и предоставлением экспертиз с практически-прикладной целью. Доклад посвящен этим вопросам сущности экспертного знания, нормам и ожиданиям коммуникации, процессам становления экспертов, конфликтам, возникающим из неизбежного политизирования знаний, и ожиданиям международных организаций к молодым специалистам, становящими следующим поколением экспертов.

Биография –
Райхмут Филипп, историк-востоковед, учился в Германии (унив. Бонн и Халле) и в Ташкенте, закончил магистратуру с диссертацией по таджиской прессе в Бухарском эмирате, затем получил PhDс работой по теме мусульманского земельного и вакуфного права и массовой обработки центральноазиатских исторических документовXIII-XXвв. способом информатизации. На данный момент работает экспертом в Германском обществе по международному сотрудничеству (GIZ, бывший GTZ) на должности руководителя проекта по сотрудничеству с гражданским обществом, и параллельно занимается вопросами антропологии и истории Центральной Азии.

 

6.02.13 “Бомбилы” – жизнь за баранкой или взгляд на Бишкек из окна такси

Уважаемые друзья и коллеги, приглашаем Вас на встречу с представителями очень интересной профессии и своеобразной культуры – Алмазом Жолдошевым и его коллегами из бригады такси.

Алмаз – бригадир команды таксистов с многолетним опытом. Он и его друзья как никто лучше знакомы со всеми трудностями и особенностями профессии таксиста в… нашей столице. Они лучше всех знают город, и они лучше всех разбираются в Кыргызской политике. Они отличные собеседники, и у многих за пазухой сотни интересных историй. Они прекрасные психологи и мы готовы поделиться с ними своими самыми сокровенные переживаниями. Мы бываем очень благодарны им, когда они спасают нас в трудные моменты, и мы готовы их растерзать, когда приходится целый час ждать вызванной машины. Мы приглашаем всех на откровенную беседу. Алмаз и его коллеги поделятся своим опытом, расскажут занимательные истории и ответят на Ваши вопросы.

 

 

30.01.13 Болотбек Шамшиев: Ожидается ли снова ЧУДО кыргызского кино?

В октябре 2012 г. в Бишкеке прошла презентация DVD коллекции из 10 фильмов, которые 70 лет назад покорили советского и иностранного зрителя, и все заговорили о кыргызском кинематографе как о чуде. В коллекции достойное место заняли фильмы метра кыргызского кино Болотбека Толеновича Шамшиева. Народный артист Киргизии (1975); Народный артист СССР (1991), обладатель престижных республиканских и международных призов и наград начал свою режиссерскую деятельность в 1959 г., обучаясь во ВГИКе в мастерской профессора Александра Згуриди. Будучи студентом, он успешно снялся в роли молодого тракториста в фильме Ларисы Шепитько “Зной”, а в 1965 году его дипломная работа — научно–популярный фильм “Манасчи” была удостоена Гран–при на Международном кинофестивале в немецком городе Оберхаузене.

С тех пор было снято и написано десятки фильмов и сценариев. Его документальный фильм «Чабан» (1966), а также художественные киноленты «Выстрел на перевале Караш» (1969), «Алые маки Иссык-Куля» (1972), «Эхо любви» (1974), «Белый пароход» (1976), «Среди людей» (1978), «Ранние журавли» (1979), «Волчья яма» (1984), «Снайперы» (1985), «Восхождение на Фудзияму» (1988) - поистине незабываемые уроки жизни. Не одно поколение зрителей училось по ним мужеству и преданности, честности и справедливости, любви и терпению.


Ну, почему сегодня, имея таких маститых профессионалов, чудо в кыргызском кино до сих пор дремлет? Что мешает ему проснуться и будить общество, делая его духовно и материально созидательным и перспективным? Чтобы молодое кыргызстанское покление хотело жить и трудиться именно в своей стране, и стремилось сделать свою родину сильнее и богаче.

 

 


16.01.13 Исключение-включение: Бишкекские новостройки, внутренние мигранты и группы самопомощи

Дорогие друзья и коллеги,

Приглашаем всех на очередную встречу Антропологического клуба

В среду 16 января 17.15, ауд 220, главный корпус АУЦА

Нурия Темирова и Маматкул Айдаралиев, ОО «Арыш» расскажут о своей работе с жителями новостроек города Бишкек. Уже на протяжении нескольких лет организация Арыш активно подключается к жизни новостроек, помогая населению создавать и развивать группы самопомощи, в которых жители мобилизуются для решения своих насущных проблем. Выступающие расскажут о городской практике «исключения» внутренних мигрантов, в частности в аспектах доступа к базовым услугам (медицина, образование, соцобеспечение) и о своём опыте в стратегиях «включения».

 

 

09.01.13 - Маша Власова "Матери"

 

Мы приглашаем Вас на начало сезона 2013 г. в Антропологическом клубе. Новый сезон открывает Маша Власова – художница, родившаяся в России и в данный момент проживающая и работающая в Нью-Йорке. Маша покажет нам свой фильм “The Mothers” (Матери) 2011-2012 гг. “The Mothers” – фильм-эссе, где Маша в отрывочной форме соединяет исторический, литературный, культурный и личный нарративы, развивающиеся вокруг истории одного снимка - семейной фотографии сделанной в 1989 г. Этот год был годом больших политических изменений в Восточной Европе. Используя архивные сьёмки, голос за кадром и интервью, автор анализирует разрушение Берлинской стены и истории подпольного самиздата, перестройки и переворота 1991, а также свою личную историю иммиграции.

Фильм снят на английском языке. После фильма Маша сможет ответить на Ваши вопросы на английском и русском языках.

Био: Маша изучала экспериментальное видео и фотографию в Cooper Union, получив свой BFA в 2012. Она стала лауреатом премии Роберта Брира. В данное время Маша является стипендиатом программы Fullbright и снимает фильм о Кыргызстане с октября 2012 г. будучи исследователем Института Центрально-Азиатских Исследований (CASI), АУЦА. Фотографии Маши выставляются в таких галереях как La MaMa La Galleria, “Seconds” в Cooper Union и в Leeds College of Art, Великобритании.

 

 

12.12.12. - Стихи и Гитары!

End of the Year (...End of the World?!) Anthropology Party

Приглашаем ВСЕХ на заключительную в этом году встречу-вечеринку антропологического клуба - в среду 12.12.12. в ауд. 403 главный корпус АУЦА как всегда в 17.15

В программе:

Гитарная jam session: Руслан Рахимов, Маша Калинченко, Арсений Писарев и Алексей Мун

Стихи: Чолпон Турдалиева и Аида Абдыканова

Если кто-то хочет присоединиться со своим номером/стихами - you are welcome!

а также - рассказ о конце света: Маша Марченко и антропологическая викторина и конкурс со специальными призами для победителей!А для всех в подарок - антропологические постеры и календари, ну и конечно - безалкогольные напитки и пицца!Будем рады всем нашим гостям!

 

 

5  декабря, 2012 - Приключения Кыргыза в Таразе: Ислам, миграция и Казахский национализм

 

Аман Джумабаев, студент 3-го курса факультета антропологии поделится результатами своего полевого исследования проведённого этим летом в г. Тараз, Казахстан. Аман затронет три вопроса, объединённых темой новой Казахской идентичности. Он расскажет, чем дышит мусульманский мир и как формируется религиозная политика региона и как различаются религиозные практики казахов, дунган и узбеков, проживающих там. Далее Аман расскажет о Кыргызских трудовых мигрантах в Таразе и их вовлечении в религиозную даватческую традицию. Ну и наконец, Аман поговорит о том, как религия и миграция пересекаются с казахскими националистическими дискурсами и практикой переименования улиц, языковой политики, переписывания истории и возведения новых памятников. Тонкой линией через всю презентацию пройдёт попытка Амана порефлексировать на тему своего первого серьёзного опыта антропологического поля, пополненного несколькими интересными приключениями, и о взаимовлиянии поля и его собственной кыргызской идентичности. Презентация будет сопровождаться интересными визуальными материалами.

 

Данная поездка была поддержана грантом Американского Университета Центральной Азии администрированного Комитетом по интеллектуальной жизни студентов. Руководитель работы – Руслан Рахимов, заведующий кафедрой антропологии, АУЦА.

 

28 ноября, 2012 - Взгляд с баррикад: Гендерные адвокативные кампании в КР

 

Антропологический Клуб приглашает всех на встречу с одной из самых активных борцов за гендерные права в Кыргызстане Риммой Султановой. В своей презентации Римма расскажет об особенностях гендерной адвокативной работы в нашей республике и приведёт примеры из своей практики. Она расскажет о трёх проектах: 1) Содействие искоренению насильственного умыкания девушек в КР (Национальная кампания 155), 2) Снижение случаев незарегистрированных и ранних браков, и 3) Доступ к базовым социальным услугам женщин внутренних мигрантов в г. Бишкек. Римма долгое время работала с гендерными вопросами в Национальном Обществе Красного Полумесяца, а сейчас борется на том же фронте, но только на базе Центра Помощи Женщинам.

 

23 ноября, 2012 - Благотворительный Хип-Хоп вечер "Уличная Нация"

 

Антропологический клуб, совместно с клубом Ротеракт и Street.kg приглашают всех на Хип-Хоп вечер в пятницу 23 ноября 17.15 ауд. CH-1. 

 

 

14 ноября, 2012 - Реабилитация политической психиатрии в КР: нездоровое общество и психические расстройства, связанные с пребыванием у власти

На лекции будет рассказано о трансформации понятия "политическая психиатрия" и уместности применения психиатрических концепций для описания и объяснения общественно-политических явлений. Социальная ущербность определяется в качестве адаптационного феномена, способствующего выживанию в современном обществе, а синдром неоправданной самонадеянности (гибрис) – как совокупность признаков специфической профессиональной деформации, вызванный длительным пребыванием у власти.

Лектор:
Молчанова Елена Сергеевна, кандилдат медицинских наук по специальности "Психиатрия", Ассоциированный профессор Американского Университета в Центральной Азии, научный консультант Кыргызской Психиатрической Ассоциации.

 

6 ноября, 2012 - Архитектурный гид извращенца

Медер Ахметов, Архитектурная студия Музей

 

Мы живем в архитектуре, а где живет сама архитектура, где то в клинче нашего тела с внешним, поэтому всегда есть минимальный эффект клаустрофобии в рукотворных архитектурных пространствах... Архитектор не создает клаустрофобные пространства, но он находится в бесконечном стремлении к клаустротопии... к конечному пространству...

 

 

23 октября, 2012 -Альтернативная глобальность: Таблиг Жамаат как глобальный провайдер религии

По мере того как ТЖ в течение последних 50 лет расширялся по всему миру, он трансформировался в сильного глобального актора. Данная работа обсудит как ТЖ смог преодолеть этнические и культурные корни своей модели интерпретации и практики Ислама в Южной Азии и что за этим последовало. Хотя ТЖ и выиграл от высокой социальной, экономической и культурной мобильности мусульман Южной Азии, которая сложилась исторически под влиянием Могульской империи, торгового класса Гужирати и Британского колониального наследства, движение смогло выйти за пределы мусульманской диаспоры Южной Азии. Сегодня оно пустило корни как существенная сила религиозной мобилизации во многих странах, где никакой из трёх упомянутых факторов не играл роль. Такие страны как Франция, Испания, Марокко, Тунис, Алжир, Индонезия, Тайланд, Камбоджия, и постсоветские республики Центральной Азии все стали свидетелями роста влияния ветвей Таблига, которые в основном опираются на местную практику. Такое расширение и дифференциация  открывают вопросы постоянства и однородности vs. плюрализма и разнообразия. В какой степени и как ТЖ может сохранить своё главное послание и главные принципы и где он изменяется и почему? Эта работа предлагает «читать» ТЖ с социологической позиции как слияние религиозных, социальных, экономических и даже политических моментов, как консервативный ценностный агент с модернисткой целью дифференциации, изменения, продвижения, и усиления. Он обслуживает глобальный религиозный рынок, на котором он оперирует как franchise с такой же степенью профессионализма и экспертизы для производства, распространения и потребления «продуктов спасения души» говоря терминами Бурдье в его понимании Исламского поля.

 

Др. Дитрих Риц – исследователь Центра Современного Ориента и лектор политических наук в Free University Berlin. Его основной фокус – на глобальной Исламской идентичности с географическим фокусом на Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Европе.
 

17 октября, 2012 - Иайдо

Из цикла "Fun" на встречах антропологического клуба на этой неделе у нас представители Бишкекской организации Шисейкан которые расскажут, покажут и продемонстрируют своё искусство Иайдо. Что Такое Иайдо? Иайдо — это японское боевое искусство мгновенного обнажения и применения самурайского меча (катаны). Иайдо значительно отличается от остальных восточных боевых искусств особенной медитативной динамикой. Внешняя часть этого искусства, которую можно наблюдать со стороны, скрывает за собой глубокую философию, особенный взгляд на жизнь. Главный принцип иайдо — стремление к состоянию полной безмятежности и готовности в любой момент встретиться лицом к лицу с любой ситуацией, путь гармонии с миром и самим собой (http://www.iaido.kg/).

 

 

10 октября, 2012 - Альтернативные информационные пространства в Кыргызстане: SmArt Media Group

 

Гостями антропологического клуба на этой неделе будут Джамиля Кулова и Мамасадык Багышов, директора профессиональной медиа организации SmArt Media Group, Ltd. - многопрофильной медиа-компании, имеющей шестилетний опыт работы на рынке рекламных и маркетинговых услуг, а также в сфере шоу бизнеса Кыргызстана. SMG занимается разработкой и распространением альтернативных продуктов и услуг с целью развития бизнеса и культуры в Кыргызстане. Мы попросили Джамилю и Мамасадыка задаться вопросом: какую роль играет наш Кыргызстанский социальный и культурный контекст (городской и более традиционный) в концептуализации, разработке и реализации их продукции. Презентация будет сопровождаться интересными визуальными материалами.

 

 

 

3 октября, 2012 - Кыргызы в Китае
Жамбы Жусубалиева, журналист, исследователь Института Истории Академии Наук КР, старший преподаватель АУЦА
Этим летом экспедиция Института Центрально-Азиатских Исследований, АУЦА провела один месяц в Китайских провинциях Синжань и Хейлонжань, где проживает большое количество этнических Кыргызов для изучения их культурного наследия (религии, устных традиций, языка). В данной презентации Жамбы покажет короткий фильм с обзором поездки и обсудит предварительные выводы и заключения работы экспедиции.

 

American University of Central Asia
7/6 Aaly Tokombaev Street
Bishkek, Kyrgyz Republic 720060

Тел.: +996 (312) 915000 + Вн.
Факс: +996 (312) 915 028