Как создать финансовую модель? Советы для начинающих бизнесменов

Как создать финансовую модель? Советы для начинающих бизнесменов

21 июля 2021

 

В издании Economist выпускник программы MBA, Школы Предпринимательства и Управления Бизнесом АУЦА Бакыт Алимжанов интересно и доступно рассказывает что это такое, как правильно создается финансовая модель, и как она может помочь в становлении и развитии бизнеса.

Источник статьи и фотографии https://economist.kg/novosti/biznes/2021/07/12/kak-sozdat-finansovuju-model-sovety-dlya-nachinajushhih-biznesmenov/ 

***

Один из аспектов, изучаемый участниками акселерации Acelerate Prosperity – это создание финансовой модели. Грамотная и ясная финансовая модель является одним из залогов успешного питчинга перед инвестиционным комитетом.

Простыми словами финансовая модель — это бизнес-план в цифрах. Модель обычно строится в Excel, так как на сегодняшний день это наиболее оптимальная и простая форма.

Инвестиционный аналитик Accelerate Prosperity Бакыт Алимжанов подробно объяснил, зачем нужна финансовая модель и как правильно ее создать.

Почему финансовое моделирование так важно?

Почти все компании проводят какое-либо финансовое планирование или составление бюджета, но есть определенные причины, по которым финансовый план важен именно для стартапов:

  • Управление кассовыми разрывами и прогнозирование. Модель может выявить основные сферы бизнеса и в случае значительного отклонения, дает представление о том, на чем компании следует сосредоточиться, чтобы управлять рисками или хеджировать их.
  • Привлечение инвестиций. Для инвестора важно знать, куда направятся деньги и как это повлияет на доходность компании. Различные предположения и доводы, лежащие в основе финансовой модели, демонстрируют, являются ли основатели профессионалами своего дела или нет.

Построить финансовую модель несложно, но как получить цифры?

Надо валидировать предпосылки: средний чек, конверсия, размер доступного рынка, операционные и капитальные расходы. При построении финансовой модели необходимо учитывать, что она готовится для того, чтобы убедить скептически настроенного инвестора дать денег. Следовательно, структура модели должна быть максимально упрощенной, понятной и логичной, чтобы он разобрался в ней за короткое время. Обычно создание финансовой модели не является проблемой. В интернете, можно найти множество шаблонов фин. моделей, и всегда есть кто-то, кто разбирается в Excel, чтобы помочь вам с техническими вопросами. 

Из каких частей состоит финансовая модель

После определения примерного представления о подходе к определению доходов, нужно переходить к построению финансовой модели, которая состоит из трех основных частей и каждую из них нужно строить в отдельных вкладках Excel — это:

  1. исходные данные (input), где вносятся все допущения для модели. В идеале, в остальных частях не должны вводиться данные вручную. Здесь могут быть цена за единицу продукта, расходы на единицу продукта, маркетинговые и прочие операционные расходы. Все зависит от вида деятельности компании.
  2. расчеты, где автоматически должны считаться все процессы. В расчетах обычно нужно работать только с формулами. Здесь также отражаются и внешние влияющие факторы на цены, такие как инфляция, курс валюты и прочие. А также в хорошей модели присутствует анализ чувствительности, который показывает, как поменяется доходность при изменении исходных данных. Например, что произойдет если стоимость сырья или услуг изменится на 20%, если расходы в национальной валюте а доходы в иностранной или наоборот, что произойдет если поменяется курс валют и так далее, вариантов множество.
  3. полученные данные (output), в данном разделе находятся готовые прогнозные финансовые отчеты, а также могут присутствовать IRR, NPV, срок окупаемости и оценка компании.

Оценка компании

Всем предпринимателям интересно, сколько стоит их компания и в этом случае финансовая модель поможет для определения оценки. Но большинство фондов и акселераторов такие как YCombinator и 500 Startups, для компаний на начальном этапе развития не проводят индивидуальную оценку и все проекты автоматически оцениваются в среднем за $1.8 млн.

Если проводить реальную оценку компании, то здесь применяются в основном два подхода – это анализ дисконтированного денежного потока (DCF) и метод мультипликаторов.

  • В DCF вы прогнозируете денежные потоки компании на далекое будущее (5 или даже 10+ лет) и дисконтируете их до их «приведенной стоимости» — того, что они стоят сегодня, при условии, что вы могли бы вложить свои деньги в другое место с определенной доходностью.
  • С помощью мультипликаторов вы рассчитываете ценности других компаний относительно их финансовых показателей, таких как выручка и EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износов и амортизаций), и применяете эти мультипликаторы для оценки вашей компании. Например, если стоимость аналогичных компаний в 10 раз превышает их годовую прибыль (EBITDA), а прибыль вашей компании составляет $100 000, возможно, ваша компания должна стоить около $1 млн. В интернете также можно найти готовые мультипликаторы к каждому сектору экономики, но проблема в том, что все они рассчитаны для развитых стран, а для нашего рынка могут быть завышенными и здесь нужно учитывать страновые риски. Либо оценивать по тем метрикам, с каких стран поступает большая часть выручки, допустим компания может физически находиться в Кыргызстане, но обслуживать клиентов с РФ или США.

При все этом, наличие отлично построенной финансовой модели — это еще не гарантия сделки. Навыки моделирования не самое главное в стартапах, потому что инвестирование в стартапы — это гораздо более качественный процесс. Если у проекта на ранней стадии нет постоянных и контролируемых денежных потоков, которые можно было бы точно моделировать, то личность основателя, а также его стремление и опыт имеют большее значение, чем любая электронная таблица. Таким образом, для привлечения инвестиций необходимо комбинировать личностные профессиональные качества с хорошей финансовой моделью.

<< вернуться к списку новостей

American University of Central Asia
7/6 Aaly Tokombaev Street
Bishkek, Kyrgyz Republic 720060

Тел.: +996 (312) 915000 + Вн.
Факс: +996 (312) 915 028
Контакты АУЦА