Искусство в массы: художественные практики культурной революции 1920-1930-х годов в Центральной Азии

Искусство в массы: художественные практики культурной революции 1920-1930-х годов в Центральной Азии

April 15, 2014

Серия публичных лекций ШТАБ-а и Института Изучения Центральной Азии

15 апреля, 2014

Георгий Мамедов, Оксана Шаталова

Текст представляет собой попытку критической ревизии советского опыта через рассмотрение среднеазиатского искусства 20-30-х гг. – периода, известного в историографии как «культурная революция». С середины прошлого века сложилась традиция интерпретации искусства данного периода, включающая три популярных мотива: «синтез Востока и Запада», «репрезентация национального духа» и «творческий взлет индивида». Первые два мотива обеспечивают консервативную повестку (почвеннический этнонационализм, евразийство), последний представляет собой центральный тезис либеральной искусствоведческой мысли, не возражающей, однако, первым двум и, как правило, полностью их принимающей. В первой части текста анализируются типичные для искусствоведческой традиции риторические ходы и формулы, во второй – предлагается альтернативное прочтение феномена раннесоветского искусства через левую классовую оптику, с фокусом на процессы, происходившие в Узбекистане (так называемый «туркестанский авангард») и Киргизии. Анализируется творчество С. Чуйкова; Г. Айтиева; практики самаркандской изофабрики и ее идеолога О. Татевосьяна; а также сложная творческая судьба самого известного художника Центральной Азии – А. Волкова. Рассмотрение художественных практик периода культурной революции в Центральной Азии указывает на то, что художники, присвоенные консервативным и либеральным мифом, не в меньшей, а возможно, и в большей степени могут быть героями левого мифа. 

 

Георгий Мамедов 

Художественный руководитель Школы теории и активизма – Бишкек (ШТАБ). Куратор и художественный критик, автор текстов о современном искусстве и культуре Центральной Азии. В 2007-2009 годах был директором культурного центра «Бактрия» (Душанбе, Таджикистан). Курировал Павильон Центральной Азии на 54-ой Венецианской биеннале и центрально азиатский междисциплинарный проект «Художник – Общество» (2010-2011). Сфера интересов – история и теория культуры, современная философия, культурная политика. Живет в Бишкеке.

 

Оксана Шаталова

Художественная руководительница Школы теории и активизма – Бишкек (ШТАБ). Фото- и видео-художница, участница более 50 выставок в ЦА и за ее пределами, включая две персональные; фотоработы включены в коллекцию музея современного искусства Casoria (Неаполь). С 2001 года – автор статей в изданиях по культуре и искусству как «Художественный журнал»,  «Red Thread e-journal», «Umelec», «Archée», «Альманах по культуре, искусству и философии «Тамыр», каталог Сиднейской биеннале, каталоги Павильона ЦА на Венецианском биеннале и в других интернациональных выставках. Курировала Павильон Центральной Азии на 54-ой Венецианской биеннале и центральноазиатский фото-проект Stills. Сфера интересов – культурология, гендерные исследования, психоанализ. Живет в Рудном и Бишкеке.

<< go to news list

American University of Central Asia
7/6 Aaly Tokombaev Street
Bishkek, Kyrgyz Republic 720060

Tel.: +996 (312) 915000 + Еxt.
Fax: +996 (312) 915 028
AUCA Contacts